Последствия эпидемий и пандемий, так же как военные конфликты и специальные военные операции опасны не только ухудшением физического здоровья людей, но и неприятными психологическими эффектами.
Зачастую последние могут представлять большую угрозу безопасности жизни и здоровью, чем само заболевание. Имейте в виду – паника тоже заражает. В связи с этим огромное значение имеет умение создавать собственную психологическую безопасность.
Что же такое психологическая безопасность?
Психологическая безопасность представляет собой необходимое условие полноценного развития человека и сохранения его психологического здоровья, которое является основой жизнеспособности, успешности и безопасности. Выделяют понятия физической среды (внешние объективные воздействия, - например, пандемия коронавируса) и психологической среды (например, экономический кризис и угрозы, исходящие от других людей в результате этого кризиса), а также понятия субъекта, т. е. человек, на которого оказывают воздействие два этих фактора.
Физическая среда воздействует на тело человека, вызывая соматические и психосоматические состояния, в то время как психологическая среда направляет свое воздействие на психику человека, управляя его сознанием и поведением.
В этих взаимоотношениях именно человек имеет главенствующее значение, совокупность его индивидуально-психологических особенностей, взглядов, мировоззрений будут обеспечивать тот потенциал и возможности, которые помогут преодолевать любые воздействия в обеспечении своей безопасности.
Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека, составляющую, наряду с внешними внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей. В свою очередь, они предполагают как минимум владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Структура психологической безопасности включает в себя отношение субъекта (к себе, другим и социуму в-целом), его удовлетворенность жизнью социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз. Другими словами, это некое состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира. Психологическая безопасность позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности.
Критериями психологической безопасности являются целостность человека (физическая, психологическая, психическая), личностный рост и развитие человека. Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития.
Разделяют следующие качества личности, обуславливающие психологическую безопасность:
- Индивидуально-типологические особенности (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость, способность противодействовать усталости, творческое мышление)
- Личностные особенности (адекватная самооценка, самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания, уверенность в себе, коммуникативность, ответственность, "гибкое" сознание)
- Социально-психологические особенности (субъектность, сформированная система смысловой регуляции жизнедеятельности).
Важной характеристикой, обуславливающей безопасность человека, является его субъектность, представляющая собой психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю.
Основные психологические проблемы в период перемен состоят, как минимум, в двух аспектах:
Давайте попробуем понять, как это устроено и что с этим можно делать. Тревога и страх как чувства возникают у человека в случае утраты контроля над собственной жизнью и поведением, утраты понимания как жить и действовать здесь и сейчас или там и тогда. Механизм страха состоит в том, что человек теряет опоры собственного поведения, состояния, самочувствия. Это может происходить и субъективным, и объективным путем. Например, если человек попадает в абсолютно темную комнату – он теряет визуальные опоры и не может двигаться, понимая, что любой шаг может быть чреват травмой. Это объективная утрата опор. Опасение получить увечье, испытать боль завершают картинку и целиком определяют поведение: человек не может двинуться с места.
Что происходит дальше? У человека включаются «нештатные» резервные системы восприятия и ориентировки – слух, обоняние, осязание, разные «шестые», «седьмые» чувства. Они позволяют оценить обстановку и действовать. Но что будет, если все эти «резервные системы» тоже откажут или не смогут сработать? Да, «включится» паника. Неадекватные реакции в темной комнате и будут означать, что все системы восприятия и оценки ситуации не сработали и человек включает «гиперреакцию» – ничего не замечая, бежать прочь из этой опасности.
Или он начинает слепо копировать то, что делают другие, потому что это оказывается единственно возможной опорой в ситуации, единственно возможным способом реагирования.
Тревога и страх в период перемен – нормальная чувство на серьезную и нестандартную проблему, она порождает панику, которая является хаотической, беспорядочной реакцией, с практически полной утратой контроля над поведением. В такой ситуации люди часто начинают навязчиво смотреть новости, читать материалы о заболевании,сводки с фронтов, обсуждать их со знакомыми и рисовать драматические картины будущего.
В состоянии паники человек проявляет импульсивное поведение (опустошение полок продуктовых магазинов, аптек), которое в массовых масштабах приводит к сбоям в обеспечении людей питанием, лекарствами, водой, предметами гигиены, бытовой химией и т.п. Или массовое бегство из страны, создание огромных очередей на границе, с последующим бросанием собственных транспортных средств и попытки штурма контрольно-пропускных пунктов любыми способами. У кого нет возможности релоцировать себя в “безопасное место”, уходят в самоизоляцию. Мы социальные существа и для нас общение и социальное взаимодействие так же важны как еда, сон и работа. Ограничения общения приводят к депрессии, плохому самочувствию, к обеднению эмоциональной жизни, иногда к соматическим последствиям.
Поэтому, независимо от причин самоизоляции, человек должен подойти к этому осознанно. Нам необходимо прежде всего понять и принять, что при самоизоляции жизнь организуется совершенно иначе – «ломается» привычный график, меняются наши контакты, меняются способы структурирования времени, в связи с этим, вам самому теперь придется организовывать себя и членов семьи.
О том как справиться с тревогой и изоляцией, на примере эффективных методик читайте в следующей статье, посвященной психологической безопасности.